January, 28
Today is a very memorable day for me. First of all, my grandfather and my co-author of this blog would have turned 89. As I mentioned before, unfortunately my grandfather Vitaly died pretty young and I never met him. But what an honor it is for me to cross the Antarctic circle exactly on this birthday and to feel closer to him through our common passion for this tough and beautiful place.
sea ice - this is exactly the scenery I was admiring all day today |
Today also commemorates the 197th anniversary of Bellinghausen and Lazarev expedition first spotting the continent of Antarctica. What a memorable day for polar research. Our ACE expedition also crossed the polar circle for the first time and everyone one board can now be called polyarnik / “полярник” – a Russian word for polar explorer.
Just as my grandfather in Antarctica, I spent the day mostly working. I was sampling ocean water, launching XBTs, launching radiosonde and sampling for snow. The weather is pretty bad at the moment – the winds are over 20 m/s, it is just below 0C outside, but pretty miserable. Nevertheless as we approached the Mertz glacier almost all of us went outside. We even witnessed a little bit of glacier calving and a few people caught it on camera (I did not). What a way to celebrate my polyarnik-grandfather’s birthday.
So here’s an entry from my dedushka’s diary on this day 57 years ago:
28 января 1960 г.
32 года… Сегодня мне 32 года! Пожалуй ещё никогда так глубоко и остро не чувствовал я, что уже не очень молод, что так далеко от дома, что так долго ещё не буду там…
Только радиограмма связывает меня сейчас с вами – родные мои люди там на большой земле. А радиограмм сегодня много! Радисты наши замучились, но делают вид, что им очень приятно передавать мне столько синих листочков. Здесь и от родителей, и от Идуси с пацанами, от тёщеньки со свояченицей (полная грёз), от Иосифа с Меннами, от уполномоченной Лены, от Геннадия с Иринкой и Вадима с работы, от Николки с Наташей, от Гринов, от Павла (даже не знаю от которого), от наших с Лазарева, и ещё – ещё… Везде поцелуи, поздравления самые хитроумные пожелания. Спасибо вам, люди!
Все ли вы знаете как приятно ощущать, что тебе помнят? От души желаю всем узнать, почувствовать что это!
В Мирном кипит жизнь. Позавчера, после почти десятидневных усилий, "Обь" пробилась наконец в тяжелейших льдах и подошла к Мирному (Точнее к прилежащем островам Входному и Топарева). В ночь на 26-е началась интенсивная разгрузка. Я когда-нибудь расскажу подробно о том, как происходит разгрузка сотен тонн самых разнообразных предметов, находящихся в громадном чреве корабля, стоящего во льдах припая.
Для нас это уже вторая разгрузочная страда. Но, если в Лазаревской выгружали 800 тонн и я, занятый своими ледовыми делами, почти не участвовал, то здесь – в полной мере участвую.
Как будто бы зная, что я не могу спать днём, начальство назначило меня (разумеется не одного) в ночную смену. Работаем по выгрузке топлива (авиабензина и соляровое масло) с нуля до 12 дня местного времени (оно как в Красноярске, на четыре часа опережает московское). Конечно ночью гораздо тяжелее работать чем днём, когда тепло и сияет солнце, когда стихает бушующий по ночам резкий ветер – "снос" с материка в сторону моря Дэвиса (these are called katabatic winds – the same winds that are blowing us off from the monkey island and keeping us inside). Но бригада подобралась отличная – весёлые остроумные неунывающие люди. Быстро сдружились (мы из разных отрядов) приноровились к ворочанью 200 и 300 килограммовых бочек (это целое искусство!). И прекрасно проводим свою смену. Лихо летят по постеленным на снег доскам тяжелые бочки, пустеют приведшие их сани-волокуши, а в промежутках между приходом к месту складирования тракторов хилый фанерный баллок, где мы коротаем время, содрогается от мощного хохота. После очередного случая, рассказанного на своеобразным симпозиуме (он же конвульсиум). Особенно весёлыми историями отличается наш симпатичный доктор – ленинградский хирург Герман Александрович Барашков и каюр-свинарь Петя Кольцов из ленинградской Астории, призванный блюсти завезённых сюда собак и свиней и прозванный нами ректором университета культуры за свои невероятно изощрённые истории из жизни. Здорово сближает людей такая работа, по-настоящему сближает. А когда в полдень остервеневшие от ветра и холода, от борьбы с бочками и голодухи, мокрые от пота и снега, мы весёлой гурьбой вваливаемся все в кают-компанию, оставив свои куртки с капюшоном и защитные очки и прочие шмотки, рассаживаемся за столы и – повара еле успевают подтаскивать обильные блюда. Здесь вообще здорово кормят, а во время разгрузки – особенно обильно и жирно.
После традиционного аврального стопаря (то есть сто грам разведённого по широте спирта) особенно бодро хрустят челюсти, чавкают рты и особенно звонко гремит смех. Шум в это время в нашей тесной кают-компании необычайной, особенно отличается ленинградский геофизик Боря Каменецкий – после скромного стопаря он орёт как укушены.
Вот как раз недавно я вернулся из столовки и, слегка (больше бесполезно – ведь ночью опять смена вахты) умывшись решил по дороге записать в свое письмо-дневник. Мои товарищи по смене после водки за обедом, уже наверное крепко спят. Мне также надо потихоньку уснуть (в предыдущие два дня это почти не удавалось), а ещё до этого надо сходить к начальству и поклянчить разрешения получить на складе несколько бутылок вина. Ведь надо угостить товарищей, которые соберутся вечером перед сменой сегодня мне 32!
Happy 89th birthday, dedushka!
No comments:
Post a Comment